Понятие “безопасность” включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности Учреждения самой современной техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность учреждения и учебно – образовательного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности воспитанников и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными задачами обеспечения безопасности образовательного пространства в ДОУ являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно – правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию
безопасного образовательного пространства;
- Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико – социальных, организационно – технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно – образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
- Профилактика производственного травматизма;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города;
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
- Масштабная задача – формирование массовой культуры безопасности.
В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ДОУ используются следующие технические средства:
- Кнопка тревожной сигнализации.
- Автоматическая пожарная сигнализация.
Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению охраны жизни и здоровья детей и сотрудников в детском саду является:
- пожарная безопасность;
- антитеррористическая защищенность;
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований; соблюдение норм и правил охраны труда.
В МКДОУ должны быть в наличии в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: порошковые огнетушители, пожарные краны.
Должны соблюдаться требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.
В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду должна быть установлена “тревожная” кнопка.
Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.
Профилактические мероприятия в ДОУ
- В ДОУ четко должны выполняться требования безопасности к оснащению территории детского сада:
- оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) должно осматриваться на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация должны ежедневно вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
- игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
- В весенне-осенний период должны проводиться мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
- В зимний период должны проводиться мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц. Ледяные пешеходные дорожки можно посыпать песком.
- Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма должен проводиться контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период. В летний период воспитатели групп должны следить за состоянием выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек) и после каждой прогулки его мыть; проводить различные мероприятия с детьми по проблеме здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Медицинский персонал может проводить с детьми индивидуальные беседы о правилах поведения во время водных процедур, закаливания и сна.
- Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.
Предупреждение детского травматизма в ДОУ.
Требования к работникам дошкольного учреждения
Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.
Педагогический персонал:
- Соблюдает правила по технике безопасности при проведении учебно – воспитательного процесса.
- Несѐт личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребѐнка во время проведения занятий, экскурсий, походов.
- Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой помощи.
- Обеспечивает безопасное проведение учебно – воспитательного процесса.
- Проводит работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе:
- цикл ознакомительных бесед и практических занятий, где детям предлагается самим найти выход из ситуации;
- чтение художественных произведений;
- встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- моделирование и проигрывание различных ситуаций темы безопасности;
- просмотр мультфильмов; обучающих фильмов;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, тематических альбомов и стендов на темы безопасности;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- организация физкультурных и музыкальных развлечений, досугов по ПДД, по пожарной безопасности, проектов, акций, выставок и др.
- Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.
- Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников, по предупреждению, закреплению и соблюдению правил дорожной и пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности:
- оформление стендов, наглядной агитации: папки – передвижки, памятки, листовки, буклеты на вышеуказанную тематику;
- проведение родительских собраний, бесед, консультаций, анкетирования и др.;
- организация и совместное проведение: мастер – классов, акций, выставок, флеш – мобов, досугов и развлечений и др.
Организация методической работы по предупреждению детского травматизма в ДОУ
- обучение педагогов работе по ознакомлению детей с правилами пожарной и дорожной безопасности; безопасного поведения на улице, в бытовых условиях, в детском саду;
- оформление уголков по пожарной и дорожной безопасности в групповых помещениях;
- приобретение дидактических игр, наглядных пособий для изучения правил пожарной и дорожной безопасности, безопасности жизнедеятельности с воспитанниками и работниками;
- участие в муниципальных, всероссийских конкурсах на темы безопасности.
Медицинский персонал:
- Проводит мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.
- Проводит контроль за проведением физкультурно – оздоровительных мероприятий с воспитанниками, контроль за одеждой детей, за наличием аптечек для оказания первой медицинской помощи, за питанием воспитанников.
- Проводит вакцинации, медицинский осмотр воспитанников.
- Направляет на профилактический осмотр и на диспансеризацию сотрудников.
Основные направления формирования безопасного образовательного пространства.
- Совершенствование плана мероприятий по координации деятельности и механизмов достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства.
- Разработка и внедрение методов мониторинга здоровья и условий воспитания и обучения в ДОУ.
- Обучение целевых групп (руководителя, медицинского персонала, воспитателей, воспитанников) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формирование культуры безопасности.
Условия для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников в МКДОУ «Детский сад № 2»
- Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализацией.
- Территория детского сада по всему периметру ограждена металлическим забором с запирающимися воротами.
- В дневное и ночное время помещения и территория детского сада охраняются сотрудниками специализированной охранной организации, ведется постоянное видеонаблюдение.
- С сотрудниками детского сада проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, по пожарной безопасности: вводный (проводится при поступлении на работу), первичный (на рабочем месте), повторный (проводится через некоторое время), внеплановый (при возникшей ситуации и в связи с организацией массовых мероприятий (новогодних елок), целевой.
- Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.
- С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.
- Осуществляется проверка исправности наружного освещения, электрических розеток, выключателей, техническое обслуживание электросетей;
- Осуществляется проверка исправности наружных пожарных лестниц и проведение испытания их на прочность;
- Организуется систематическая работа по оформлению стендов с наглядной агитацией о правилах поведения в лесу, на воде, в бытовых условиях, на дороге и информации о чрезвычайных ситуациях в регионе (пожары, ситуации на дорогах) и др.
- Размещение плана эвакуации при пожаре, правила пожарной безопасности, инструкция, которая регламентирует действия педагогического персонала в случае возникновения пожара.
Систематическое проведение вышеперечисленных мероприятий позволяет:
- значительно снизить риск возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
- накопить опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства;
- повысить рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности;
- повысить уровень ответственности работников детского сада и родителей воспитанников;
- создать безопасные условия жизнедеятельности воспитанников и сотрудников ДОУ;
- разработать и внедрить в практику систему теоретических, практических занятий, учебно – методических материалов для воспитанников, педагогов и родителей.
Памятки:
Памятка для родителей антитеррор
Памятка для родителей по пожарной безопасности
Видеоролики:
https://мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja_reklama/item/31855866/ – «Об ответственности за экстремизм»