Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Старшим дошкольникам вполне доступны простейшие приёмы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребёнок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнёт делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из различных рисунков сделать картину – аппликацию, посвящённую одной теме.
Если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток.
В настоящее время всё большую популярность приобретает оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания ( провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок, сложить к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно – игрового замысла, действием).
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, переливание воды, собирание разрезных картинок разбор круп и т.д.
Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Если ребёнок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много – не значит хорошо! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретённый опыт (даже опыт неудач).
Всё зависит от вас и вашей фантазии. У вас всё получится!